Мой сайт

Главная » 2014 » Июнь » 4 » Киргизы о себе любимым. Местные породы лошадей: Горная Киргизская порода лошадей
10:54

Киргизы о себе любимым. Местные породы лошадей: Горная Киргизская порода лошадей





В отличие от специализированных, или заводских пород, выведенных человеком для решения определенных задач, местные породы формировались по законам природы. Развиваясь в экстремальных условиях, они оказались идеально приспособленными к местным природным условиям. По современной классификации эти породы делятся на три группы, связанные с зоной их обитания: лесные, степные и горные. Отдельно выделены островные формы, известные под общим названием «пони». В свою очередь эти группы делятся на породы, называемые по той местности, где происходило их формирование, например, киргизская, якутская и др. Все эти лошади некрупны, неказисты и имеют очень средние характеристики: на них можно ездить, но не так быстро, как на скаковых, возить грузы, но не такие тяжелые, как на тяжеловозах… Но есть у них одно потрясающее качество – они невероятно выносливы и неприхотливы. И порой именно эти свойства оказываются самыми важными. Причем настолько, что иногда такие выносливые неказистые лошадки оказывают влияние на ход истории. Вспомним, к примеру, Чингисхановы орды, завоевавшие полмира на маленьких монгольских лошадях…

Местные породы лошадей: Горная Киргизская порода лошадей

Конь какой! Нет, не конь, а клад!
Тих, как у верблюжонка, взгляд.
Хвост – как шелк.
Ночью этот конь,
Как лиса, летит наугад.
Рано утром под птичий щелк
Мчится он, как матерый волк.
У него узка голова,
У него спина – тетива,
Грудь широкая – словно степь,
Поступь легкая – как трава.
За спиною его, как мгла,
Растекаются два крыла.

Конь киргизский! Лишь крикнешь: «Мчи!» –
И несется он, как стрела.
Полетит сквозь даль напролом,
Полетит – под ногами гром.
Ты постой, ты куда, беглец?
Конь настигнет – тебе конец.
Мчится конь – в мыле бока –
Так вот мчится с вершины река.
Медноногий и быстрый конь
В даль вонзен, как удар клинка.
Что скала ему, что гранит!
Под копытами даль звенит.
Пусть проскачет он целый год –
Всё равно будет свежим вид!

Пусть проснется душа бойца
У гривастого бегунца,
У отважного седока.
Рядом – схватка,
И даль близка.
Ноги быстры, и крепок взгляд,
В схватке честь свою отстоят
Конь и всадник – душа одна,
Песнь и схватка – одна струна!

А прослышав, что близко враг,
Молодцы, презирая страх,
Словно беркуты, прямо в бой
Понеслись на лихих конях.
Рать киргизская: первый ряд –
Светло-серые скакуны,
Гривы льются, как водопад,
Уши тонкие напряжены,
Уши, слушая тишь, стоят;
И густые хвосты пышны,
До земли достают они.
Сколько раз средь огня войны
Выносили нас скакуны!

Ряд за ними – чубарый ряд,
Мастью в пламя. Зрачки горят.
Пред атакой огня полны
Те чубарые скакуны.
Нет нигде вот таких коней –
Кобчиков молодых быстрей.
Мчатся, травы вминая в твердь,
Уступает дорогу смерть.
Леопарды – не скакуны!
Гривы яростно взметены,
В пене – тонкие удила.
Щит вершинной моей страны!

Это строки из поэмы «Киргизские кони», написанной в 1944 году Алымкулом Усенбаевым – народным артистом Киргизской ССР, акыном-импровизатором, другом и учеником великого Токтогула. Дата написания поэмы свидетельствует, что в ней описаны события Великой Отечественной войны, во время которой на фронтах и в тылу противника конница принимала активное участие в различных боевых операциях. К концу войны, когда был исчерпан ресурс кавалерийских лошадей, выращиваемых на специализированных военно-ремонтных конных заводах и племенных колхозных фермах, в армию стали поставляться лошади местных пород: казахские, монгольские, киргизские – те самые, о которых мы сейчас говорим. Хотя эти лошади не соответствовали кавалерийским стандартам, особенно ростом и силой, они с лихвой компенсировали эти недостатки выносливостью и неприхотливостью и внесли свою лепту в исход войны.


Но в стихах Алымкула киргизские кони предстают в былинном облике: они олицетворяют могучую силу и отвагу, так же как и их герои-всадники.

Вся сила любви киргизского народа к коню – другу, спасителю, опоре – раскрылась через сильные, неординарные метафоры, выразительно показавшие свод качеств коня, желаемых и ценимых воином-кочевником.

Эта поэма органически выросла из целого пласта народной культуры, подхватив серию героических эпосов ряда стран среднеазиатского региона: Туркмении, Казахстана, Таджикистана и, в первую очередь, Кыргызстана. Народу этой страны принадлежит самый известный и самый объемный эпос, по имени главного героя называемый «Манас» и состоящий из 250 тысяч стихов, на пересказ которых требуется не менее шести месяцев ежевечернего чтения. Основная линия всех этих произведений – воин-батыр, совершающий вместе со своим богатырским конем серию подвигов во славу своего народа и своей семьи. Причем, коню отводится особая роль: он является залогом успеха героя во всех его деяниях, он наделен не только фантастическими физическими данными, но и вещими способностями.

Местные породы лошадей. Горная Киргизская

По мнению ученых-исследователей, эпосы в своеобразной гиперболической форме отражают реальные исторические события, следовательно, и реальные имена многих действующих лиц, в том числе имена коней. И не только имена, но и масти, особенности экстерьера и характера, а также их происхождение. В частности, коня Манаса звали Ак Кула, что означает в одном переводе Белый Буланый (светло-буланый), в другом – Белый Саврасый (светло-саврасый). Учитывая, что его мать была «саврасой с черной гривой», резонно считать, что Ак Кула был светло-булано-саврасой масти* (*Эту масть можно так обрисовать: корпус светло-песочного цвета с еще более светлыми подпалинами в паху и на морде; ноги в нижней части светло-черного цвета, выше – такого же цвета полоски, как у зебры; по всему хребту – темный «ремень»; грива и хвост черные с «проседью».), что укладывается в ряд мастей восточных лошадей, отличающийся большим разнообразием. Светло-серые, чубарые, мышастые, вороные кони Алымкула также достоверно вписываются в ряд мастей киргизских лошадей**. (**В заводских породах не встречаются такие масти, как: пегая, саврасая, мышастая, чубарая. Они считались «дикими» или «цыганскими» и исключались из «культурного» разведения, предпочтение отдавалось ровно окрашенным гнедым, рыжим, вороным, серым лошадям. Правда, сейчас выведены породы лошадей на основе какой-то одной оригинальной масти, например: «пинто» – пегие, «паломино» – соловые, «аппалуза» – чубарые.)

Спустимся, однако, с былинных небес на твердую почву научного анализа и систематизации и продолжим знакомство с киргизской породой как яркой представительницей группы местных горных пород, к которой, кроме нее, относятся: алтайская, тувинская, башкирская (горная, а есть и степная), мегрельская, тушинская, гуцульская, локайская.

Местные породы лошадей. Горная киргизская

Киргизская лошадь имеет очень древнее происхождение, ее история тесно связана с историей киргизского народа, предки которого заселяли ранее обширную территорию, занимавшую области верхнего и нижнего течений реки Енисея и Алтай – одну из зон одомашнивания лошади. Она относится к монгольскому корню, испытавшему влияние восточной верховой лошади, в том числе ахалтекинской.

Современная Киргизия – горная страна, изрезанная высокими хребтами Тянь-Шаня и Памира, ее основная территория находится на высоте более 2000 метров над уровнем моря. Крупные реки Чу, Талас, Нарын, Кызыл-Су с множеством притоков и высокогорные озера Иссык-Куль, Сон-Куль, Чатыр-Куль в своих долинах образуют идеальные для выпаса скота альпийские пастбища. Отсутствие ровных колесных дорог, замененных узкими каменистыми тропами с крутыми подъемами и опасными спусками, сделало единственным средством передвижения и перемещения грузов верховую и вьючную лошадь. Эту задачу с блеском выполняет киргизская лошадь: некрупная (средние промеры кобыл в см: 134-140-160-17,0), крепкой сухой конституции, с отлично развитым чувством равновесия и способностью легко переносить пониженное атмосферное давление, обладающая, кроме общеизвестных, очень удобными для всадника аллюрами: тропотою*** (***Быстрый аллюр, нечто среднее между шагом и иноходью.) и иноходью и, что особенно ценно в горной лошади, имеющая крепкие копыта, не требующие ковки.

Как и все местные породы, киргизская лошадь сформировалась под сильным влиянием природно-климатических условий и естественного отбора. Она разводится в экстенсивных условиях табунного содержания. Весной составляются косяки по 30-40 кобыл, которые ходят со своим жеребцом, главной заботой которого является выявление готовых к случке кобыл и их оплодотворение, а также поддержание закона и порядка. К концу лета, когда все кобылы жеребы, и у жеребцов не остается повода для выяснения отношений, косяки соединяют в общие табуны. Летом лошади пасутся на высокогорных альпийских лугах, зимой спускаются в долины, на специально оставленные пастбища, где тебенюют, то есть поедают траву, разгребая копытом снег. Высота снежного покрова около 40 см для взрослых кобыл считается предельной (для жеребят – до 25 см), при более высоком снежном покрове лошади с трудом добывают корм, особенно пагубным явлением считается «джут», когда снег покрывается ледяной коркой после оттепели и сильного мороза. Жеребята развиваются очень неравномерно: в первый период после рождения, в случае если кобыл используют для дойки с целью получения кумыса – основного и любимого напитка кочевников, им достается мало молока, и они слабо растут и наверстывают упущенное только после того, как научатся есть траву к трехмесячному возрасту; наступившая зима снова тормозит их рост, а последующая весна вновь пробуждает энергию роста. Но тут новая беда – годовалый жеребенок поступает в заездку, поначалу под легким мальчиком, с двух лет уже несет серьезную работу (при этом получает только пастбищный корм), а дальше его судьба будет зависеть от его способностей и прочих обстоятельств.

Местные породы лошадей. Горная киргизская

Киргизы азартны, их любимым развлечением являются скачки на длинные дистанции по пересеченной местности, или байга, и кокпар, или козлодранье. Особо отличившихся в байге жеребцов кастрируют, по тем же причинам, что и у казахов. По своему складу киргизские лошади не обладают резвостью накоротке, но способны выдерживать очень длинные дистанции: расстояние в 50 километров они могут преодолеть за два часа. Самыми престижными являются скачки на дистанцию около 100 километров по южному берегу Иссык-Куля и скачки через перевал Чобдар. Кстати, подобные скачки, называемые рейдами, но в более культурном виде, процветают в Уругвае. Мода на них возникла в 30-е годы прошлого века и захватила всю страну, ежегодно там проходит до пятидесяти рейдов на дистанции от 60 до 115 километров. Главным отличием от байги является наличие в середине дистанции пункта отдыха с обязательным ветеринарным осмотром. Также разрешается группе сопровождения и болельщикам двигаться на своих машинах, велосипедах и чем угодно за участниками рейда и оказывать им помощь: подать чай или бутерброд всаднику, охладить водой разгоряченную лошадь, но за 500 метров перед финишем какая-либо помощь запрещается. Второе любимейшее состязание киргизов, и не только их, но и ближайших таджиков, узбеков, казахов, туркмен – это кокпар, сравнить его можно разве что с американским регби. Только игроки в кокпар сидят на лошадях и вместо мяча используют тушу козла весом в 30 – 40 кг, которую нужно затащить в свои ворота. Игра командная, в ней собирается иной раз до нескольких сотен всадников, напрочь забывающих правила приличия и в пылу азарта отрывающих у соперников не только рукава халатов. Эта игра требует от всадников и их лошадей большой силы, ловкости и выносливости, лучшие кокпаристы, как люди, так и лошади, пользуются широкой славой.

В 30-е годы советского времени велась серьезная работа по обследованию конских ресурсов страны. Сотрудники научно-исследовательского института коневодства совершали многочисленные экспедиции по регионам с целью описания и систематизации поголовья местных лошадей и последующим составлением планов работ по повышению их качества. Как уже говорилось ранее, эти работы имели два направления: создание оптимальных условий для развития и сохранения в чистоте аборигенных пород и скрещивание с более продуктивными породами. Опыты по метизации английской скаковой и донской породами проводились на Нарынском, Таласском, Киргизском конных заводах и на племенных колхозных фермах. В результате целенаправленной работы была создана и зарегистрирована в 1951 году новая порода, получившая название новокиргизской. Лошади этой породы отличаются крепким, гармоничным телосложением, по типу приближаются к донской породе, они хорошо приспособлены к табунному содержанию, проявляют высокую работоспособность под седлом и в упряжи, в местных условиях пригодны для современных видов конного спорта, перспективны для дистанционных пробегов.

Предыдущие публикации о местных породах лошадей Вы можете прочитать по ссылкам:

Юлия Кузнецова
Фото: Юлия Кузнецова, Владимир Бабенко
Журнал Охотничий двора
апрель 2012

««« Все новости

Оставить комментарий GoogleFacebookВконтактеMail.ruTwitterLivejournal



Источник: www.levadiya.ru
Просмотров: 613 | Добавил: rquall | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0